Родившись 18 января 1947
года в Токио, Такеши Китано провел детство в традиционных окрестностях Асакусы.
Китано говорит, что в его памяти отец запечатлён как кто-то мифический и, в то
же время, безалаберный. Маляр и изготовитель лаковых фигурок любимый отец был
ещё и азартным игроком, от чего страдала вся семья, не имея возможности
нормально питаться и оплачивать аренду. (Китано считает, что его отец вдохновил
на создание главного героя в Кикуджиро).
Мать Китано происходила из
семьи военного и имела чёткое представление о порядке. Её мечта о карьере сына
в качестве конторского служащего привела Китано в Токийский Университет Мейджи.
В конце 60-х Китано, не будучи сильно заинтересован политикой, принимает
участие в протестах левых и других буйствах того времени.
После ухода из университета,
так и не получив степень, Китано подряжался выполнять различную совершенно
случайную работу. Работая кассиром в стриптиз-клубе, он однажды разыграл
комедийную сценку с переодеванием в женскую одежду. В соседнем кабаре он
научился танцевать, а также освоил различные упражнения. Такой опыт, в конце
концов, привел к формированию устойчивых комедийных навыков.
После необыкновенно
плодотворной деятельности в течение 25 лет Китано продолжает оставаться ведущей
фигурой в средствах массовой информации Японии. Он до сих пор участвует в
восьми ТВ программах в неделю. Написал ряд новелл и несколько сборников
рассказов, эссе и стихов. Также у него прекрасное образование художника и
мультипликатора, живописные работы Китано можно видеть в сценах
"Фейерверка" и "Кикуджиро". А что ещё более удивительно —
он спонсор любительской бейсбольной команды, за которую сам иногда играет.
Когда его спрашивают, как же
он управляется со всеми этими обязанностями, Китано отвечает: "У меня нет
впечатления, что я работаю. Я просто стараюсь получать удовольствие".
Успех фильма
"Фейерверк" (Hana-Bi, 1997 год) подтвердил, что Такеши Китано
является одним из лидеров мирового кинематографа. Среди многочисленных наград
"Фейерверк" получил Золотого Льва Святого Марка на Кинофестивале в
Венеции в 1997 году и был назван Европейской Академией Кино Лучшим
Неевропейским Фильмом 1997 года. "Фейерверк" упоминался в
многочисленных списках "Лучший фильм года", часто занимая первые
позиции.
Как режиссёр, как актёр, как
писатель, как художник, ТВ деятель и как настоящий комик Такеши Китано ставит
проблемы не только перед зрителями. Он всегда ставит задачи перед собой.
В 1998 году создается
"Жестокий полицейский" (Violent Cop), который неожиданно становится
дебютом Китано в качестве режиссёра. Когда назначенный ранее режиссёр фильма
был отклонен, с Китано, исполнителем главной роли, был подписан контракт на
замену. Не имея предварительного режиссёрского опыта, Китано полностью
пересматривает сценарий, использует резкий ироничный стиль, позднее признанный
за свою зрелость, чувство пространства и структуры.
"Жестокий
полицейский" и другие фильмы Китано, такие как "Точка кипения"
(Boiling Point, 1990 год) и "Сонатина" (Sonatine,1993 год),
сконцентрированы на характерах гангстеров из Якудзы. Несмотря на то, что
подобные персонажи стали культовыми любимцами во всём мире, они поставили на
режиссёре-сценаристе обременительное клеймо певца хладнокровного и наглядного
насилия. Фильмами "Сцена у моря" (A Scene At The Sea,1991 год),
"Вам дают?" (Getting Any? ,1995 год) и "Ребята
возвращаются" (Kidss Return, 1996 год) Китано завоёвывает похвалы за
смелые перемены в стиле и предмете режиссуры.
В "Сцене у моря"
Китано не присутствовал на экране, также не было насилия, которое в первых двух
фильмах выступало на передний план. Трогательная история глухого юноши страстно
влюблённого в серфинг показала совершенно другие грани таланта Китано —
сдержанность эмоций, нежный взгляд на жизнь молодежи, невинность и интерес к
малоизвестным сторонам существования. "Сцена у моря" положила начало
длительного сотрудничества с композитором и музыкантом Джо Хисаиши, чьи
западающие в память мелодии прекрасно дополняют мир кинематографиста.
"Вам дают?" явился
абсолютной противоположностью "Сонатине", привлекшей к Китано
значительное мировое внимание после премьеры в 1993 году на Каннском фестивале
(программа "Особый взгляд"). В фильме Китано впервые пытается
объединить чувство нелепости и сатирическое исступление своей многогранной
телевизионной деятельности. Результат — в высшей степени забавное и насмешливое
видение саморазложения и одержимости японского общества.
В фильме "Ребята
возвращаются", своей шестой картине, Китано переносит собственную юность в
современный Токио, чтобы проследить жизнь двух молодых людей, разрывающихся
между боксом и преступностью. Фильм был первым после выздоровления режиссёра
после практически смертельной катастрофы на мотоцикле в августе 1994 года.
"Ребята возвращаются", производства Office Kitano Inc. (компании
основанной режиссёром и давнишним продюсером Масаюки Мори) без какой либо финансовой
поддержки больших студий был представлен в 1996 году на Каннском фестивале.
Как исполнитель Китано
больше известен как "Бит Такеши", сценическое имя, которое он
придумал в середине 70-х как часть manzai (комедийного дуэта) "The Two
Beats" ("Два Бездельника" или "Два удара"). (в
"Ребята возвращаются" Китано воздал дань комедийным клубам тех дней).
В "Кикуджиро" Бит Такеши воссоединяется со вторым бездельником Бит
Киёши, он исполняет роль человека, которого выводит из себя Кикуджиро на
автобусной остановке). Как комик Китано характерен одновременно мгновенной
реакцией и яркими комментарииями, которые задевают зрителя за живое. В 1980
"Бит Такеши" начинал свою карьеру на телевидении. Вне зависимости от
содержания программ, он выдаёт смесь из сатирических комментариев по поводу
текущих событий и более прямых форм абсурда. Китано участвует в с сумасбродных
комедиях, научных программах и ночных шоу с преобладанием секса. Его подъём
увенчался участием в девяти различных шоу в неделю. К началу 80-х комик, а
также наглый задира "Бит Такеши" становится национальной звездой.
После нескольких комических камео (знаковых появлениях) в японском игровом кино
в начале 1980-х Китано обращает на себя мировое внимание, исполнив роль
грубого, но сентиментального сержанта Хары в фильме Нагиши Ошима
"Счастливого Рождества, мистер Лоуренс" (Merry Christmas Mr.
Lawrence, 1983 год).